Версия портала eGov.kz для слабовидящих

Информация, размещенная на сайтах с большим количеством посетителей, должна быть доступна для всех. Понятие «общедоступность» направлено снимать барьеры и обеспечивать доступ к информации каждому человеку, пользующемуся информационными технологиями.

Организации и компании, предоставляющие информационные услуги для всех слоев общества, должны предпринимать разумные меры по снижению барьеров для использования их услуг людьми с ограниченными возможностями. Незаконным признается отказ от предоставления услуг таким людям. Всё это касается в первую очередь веб-сайтов, предоставляющих различные сервисы широким массам пользователей.

Какие ресурсы, по нашему мнению, необходимо адаптировать в первую очередь:

  • Сайты органов государственной власти;
  • Средства массовой информации;
  • Системы дистанционного обучения и образовательные порталы;
  • Важные онлайн-сервисы, например, интернет-банкинг и тд.

Многие сайты стремятся в первую очередь внедрить мультиязычность, соц.функции, рекламу, при этом забывая об альтернативной версии сайта для людей с ограниченными способностями.

В Рунете и Казнете тенденция такова: версии для слабовидящих людей внедряют в большинстве случаев сайты государственных и муниципальных органов. Мы надеемся, что работа в этом направлении не будет останавливаться и альтернативные версии будут запущены и на других общественных веб-сайтах.

Первые шаги

Перед началом разработки альтернативной версии нужно понимать, что нельзя так просто взять и использовать стандартные шаблоны оформления страниц для слабовидящих без учета особенностей сайта.

Мы постарались сделать наш портал в обычном виде достаточно информативным и удобным в навигации. С главной страницы с помощью удобных вкладок можно перейти в нужный раздел и выбрать ту или иную интересующую информацию: ознакомиться с описанием гос.услуги, сделать платеж или почитать полезную информацию.  Обычная версия сайта изобилует теми деталями, которые помогают нам привлечь внимание пользователя:

  • Картинки, баннеры и мелкие графические элементы;
  • Возможность использования различных вариантов форматирования текста;
  • Выделенные блоки с текстом, как правило, имеющие особый фон;
  • Разноцветность всего вышеперечисленного.

Это и есть то, чем оборудован обычный сайт. А теперь, давайте ознакомимся с международными требованиями по созданию версии сайта для слабовидящих людей.

Международным стандартом является документ консорциума W3 Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 (Руководство по доступности веб-контента). Основные положения документа заключаются в том, что пользователь должен иметь возможность:

  1. Воспринимать и понимать назначение компонентов пользовательского интерфейса и информации;
  2. Управлять всеми компонентами пользовательского интерфейса и навигации;
  3. Ясно понимать структуру пользовательского интерфейса и представленную информацию;
  4. Использовать разные веб-браузеры, включая специальные браузеры для людей с ограниченными возможностями.

Каждый из этих принципов имеет множество подробных пояснений. Все они в совокупности представляют собой свод правил по оформлению интерфейса сайта и его информационному наполнению.

При проектировании макетов страниц портала egov.kz для слабовидящих мы постарались учесть все требования данного стандарта. Однако в таком важном социальном аспекте развития любого Интернет-ресурса нельзя не учитывать мнение самих пользователей. Поэтому мы обращаемся к вам, наши пользователи, за советами и рекомендациями.

Представим вам макеты версии для слабовидящих на примере нескольких видов страниц.

Главная страница в альтернативном виде

Как вы видите, главная страница максимально упрощена. Были убраны все графические элементы и блоки с вспомогательной информацией (новости, блок Граждане и Правительство, Популярное).

Целевые страницы портала

Целевыми страницами нашего портала, имеющими наибольшую ценность для пользователей являются паспорта/описания гос.услуг и сервисов, а также страницы с полезной информацией и статьи. Например, полезная статья имеет следующую структуру:

Полезная статья на egov.kz

  1. Заголовок и навигационная цепочка;
  2. Блок с полезными ссылками на материалы, имеющими какое-либо отношение к теме статьи;
  3. Блок «Смотрите также» с ссылками на материалы, которые находятся в одной подрубрике с данной статьей;
  4. Основной текст статьи.

В совокупности все эти блоки, дополняя друг друга, предоставляют читателю всю необходимую информацию по теме.

Но, при проектировании альтернативной версии для слабовидящих, эта страница в текущем виде не отвечает требованиям стандарта. Приходится «пожертвовать» расположением блоков в левой стороне и вынести их вниз, как показано на следующем рисунке:

А страница паспорта услуги выглядит так:


В ней мы тоже переносим левый информационный блок в нижнюю часть страницы.

Что нас волнует?

  1. Насколько на ваш взгляд правильно или неправильно избавляться от некоторых элементов страницы при проектировании увеличенной страницы? Так ли важна исчезающая информация? Или же наоборот, имеем ли мы право лишать слабовидящего пользователя второстепенного контента?
  2. Какие недостатки и проблемы важнее всего решить в первую очередь?
  3. Насколько было бы вам комфортно «серфить» портал в режиме версии для слабовидящих?
  4. Ваши другие пожелания по теме?

Нужен ваш совет. Надеемся, что среди читателей нашего блога найдутся неравнодушные к этой теме. Не оставьте без внимания этот пост.

18 июля 2013, 10:34
2626

Комментарии

Ответы на вопросы, которые Вас волнуют:
1. Считаю несправедливым лишать слабовидящего пользователя второстепенного контента. На мой взгляд сайт для слабовидящих должен быть по содержанию полностью идентичен обычной версии сайта.
2. Важнее всего вывести онлайн-услуги, пользующиеся большим спросом, в основную рубрику, т.е. так, чтобы их можно было не искать по сайту.
3. Так как специальной версии сайта я так и не нашел, возможности "вживую" опробовать версию для слабовидящих не предоставилось. Но судя по размещенным сриншотам, я бы предпочел обычную версию сайта, так как визуально ее лучше воспринимаю (понятное зонирование, приятный интерфейс, разделение по цветам и т.д.).
4. Предлагаю сделать фоновое зонирование для второстепенной информации, если это не противоречит Стандартам, чтобы легче было понять, где основная информация, а где вспомогательная.
egovkz
0
0
По 1 и 3 ваше мнение предельно ясно. 2 и 4 - хорошие предложения, будем думать над ними. Большое спасибо за отклик.
Я считаю, что нужно реализовать голосовое меню, а также озвучка текстов. Навигационную часть голосового меню необходимо привязать к числовой части клавиатуры. Таким образом, не зависимо от степени зрения пользователя, он всегда сможет пользоваться сайтом на слух. Это избавит от необходимости создавать альтернативную версию сайта для слабовидящих. К тому же, сайтом смогут пользоваться и не зрячие пользователи. Хотя, для незрячих пользователей, возможно потребуется более подробное голосовое меню, включая озвучку названия полей в формах заполнения и т.д.
egovkz
0
0
Да, согласны. В помощь незрячим пункт про озвучку текстов и поддержку скрин-ридеров нужно реализовывать. Если есть возможность, вы не могли бы привести пример сайтов с успешным голосовым меню?
К сожалению таких сайтов не видел. Однако, меня часто раздражают голосовое меню всяких call-центров. Я и подумал, что для слабовидящих, нечто похожее может оказаться очень удобным при посещении вашего сайта.
Я думаю, что для людей с проблемами зрения, возможно при каждом посещении сайта, на экран должен всплывать большой баннер с озвученным приглашением в голосовое меню, нажав к пример цифру 0. Если у пользователя нет проблем со зрением, он просто отключает этот баннер и продолжает пользоваться сайтом в обычном режиме. Можно также реализовать автоматическую вкладку на обычную версию сайта, чтобы пользователи с нормальным зрением входили на сайт минуя баннер для людей с проблемами зрения.

Звуковой баннер должен всплывать в первую очередь на экран, т.к. людям с проблемным зрением будет трудно искать какую либо вкладку специально для них. А так, звуковой баннер с приглашением в голосовое меню через определенную цифру на цифровой клавиатуре позволит комфортно пользоваться вашим сайтом на слух.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Компания eGov.kz – портал государственных услуг РК

Добро пожаловать! Мы рады видеть вас на странице нашего корпоративного блога. Здесь мы будем делиться самой полезной информацией о нашем проекте, то есть о портале eGov.kz, который является механизмом, воплощающим в себе открытое и удобное взаимодействие граждан с государством.

  

Согласитесь, что когда-то давно мы даже и не мечтали о том, что можно навсегда расстаться с очередями в гос.органах, собирая одни документы и запрашивая другие. Но, благодаря появлению и успешному развитию портала eGov.kz, граждане могут намного проще, через интернет, получать различные справки и свидетельства, заключать брак, начинать свой бизнес, оплачивать штрафы и налоги, общаться с представителями гос.органов и делать много чего полезного.

  

Мы заинтересованы в том, чтобы научить вас экономить время и облегчить получение государственных услуг, и всегда рады новым пользователям!

Сотрудники:

egovkz

Поклонники (79):

freetonik
Tengry
Cockroach
JozeRkz
user614520572
bekkuz
uservk214160113
Takentiy
Samson
torekozha
uservk42093387
Ksenia_krg
FrozenKing
ShakenAlihan
megido
Twipsy
Sabine
svant
NuarMagic
uservk203625011
uservk151340212
alibek20
huckleberry
LadyGhost
userodnoklass54257178050
Azatovkz
drugoi
potrebitelkz
konurov
mussatayeva
usermail8512138342385938960
yerden90
usermail15491631300859918214
KanatGailimov
SKYFALL
marinasevasty
turkesh
azamat-muratov
user100003699656719
tkk_714
Mr_Semsk
sxodim
Sholpanay
elyamel
satel
eBek
red13
nursultan_kipshakbayev
giaaant
s8vx
uservk208482502
yuliya1987
Fenix_
usermail2804296774779804739
it_journalist_sdu
dadgsipk
SovetVeteranov
anticorruptionZKO
NaDiR
Zazemlenie
MOnTY
user100004065891537
medinarebrova
msh
usermail9476317534502583694
Stilus
Bayazit
BeYnekz
krol87
wazabi
usermail7032380331620628666
aldabergen
zhakypzhan
6eri9zdan
askar_kst
kz_nurzhan
userodnoklass37306262059
madina-adaika
Solovenko